КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА-ПРИЛОЖЕНИЙ

Вопросы

  1. Классификация  мультимедиа приложений
  2. Область применения мультимедиа-приложений
  3. Мультимедиа-продукты учебного назначения

Классификация мультимедиа-приложений

Мультимедийные продукты условно можно разделить на несколько групп в зависимости от того, на какие категории пользователей они ориентированы.Наиболее массовые группы мультимедийных продуктов:

Компьютерные игры - это вид программного обеспечения. Из 10 покупаемых программ 4 приходится на игры.

Компьютерные игры можно типизировать по следующим основаниям:

Характер игрового действия («стрелялки, ходилки и гонялки»), при этом выделяются игры чисто динамические, в которых элемент логики практически отсутствует; динамические, в которых в той или иной мере надо думать; логические, где отсутствует элемент динамики; игры, в которых нет ни логики, ни динамики. Разумеется, игры связаны с самыми разнообразными установками.

Деловые игры: игры, развивающие память, внимание и т. п.; психологические игры; приключенческие, фантастические игры - имитаторы воздушных, морских сражений, самолеты и поезда, спортивные имитаторы; сетевые игры; комбинированные и др.

Под бизнес-приложениями обычно понимаются различные программы, в том числе системы управления базами данных (СУБД), специализированные разработки, в том числе и для создания программы рекламной продукции фирм- производителей и для определенных профессиональных целей.

В качестве примера можно привести: электронные правовые справочники систем, создаваемые ведущими производителями «Консультант Плюс», «Гарант» и др.; пакет приложения бухучета и управления предприятием корпорации «1С»; систему полной автоматизации деятельности предприятия, обеспечивающую настройку на конкретные бизнес-процессы и обмен данными между офисами, предлагаемую корпорацией «Галактика».

В отличие от печатных обучающие электронные издания могут использоваться многоаспектно: и в справочных, и в учебных, и досуговых целях одновременно, поэтому с определенной долей условности мультимедийные образовательные программные продукты можно разделить на следующие группы:

Большая часть упомянутых изданий интерактивна, т. е. обеспечивает диалоговый режим пользователя и программного продукта. В ряде изданий заложена возможность ведения тематического, фактографического поиска, проверки и тестирования полученных знаний в процессе работы с данным продуктом и т. д.

Область применения мультимедиа-приложений

К области применения мультимедиа-приложений можно отнести деловую сферу (производство и бизнес), образование всех форм и уровней обучения, индустрию развлечений. На сегодняшний день первое знакомство пользователя с компьютером происходит, как правило, в процессе использования развлечений (игры, фильмы, интернет-казино и др.). Более подробно рассмотрим деловую сферу и сферу образования.

Деловая сфера

Системы мультимедиа активно внедряются в сферу бизнеса. Бизнес становится все более глобальным и международным, фактически, благодаря современным средствам коммуникации. Исчезает значение офиса, так как сотрудники могут работать у себя дома, в машине - где угодно. На рынке уже появляются устройства, обеспечивающие дистанционный онлайновый контроль за своим рабочим местом, квартирой и т. д. Формируется новая профессиональная сфера - электронный бизнес.

Роль мультимедиа в учреждениях и офисах заметно увеличивается. Владельцы магазинов, киосков, торговых фирм могут демонстрировать свои товары с помощью мультимедиа. Применение мультимедийных программ является логическим следствием тех разнообразных возможностей, которые предлагают соответствующие аппаратные и программные средства.

Витринная реклама является классическим примером применения мультимедиа. С помощью таких витрин клиенты имеют возможность самостоятельно получать интересующую их информацию (запросить необходимую информацию и получить ее на экране). Например, это могут быть операционные залы банков, где может сообщаться информация о кредитах, о различных банковских операциях, залы на выставках и ярмарках, залы автосалонов, бюро путешествий, аэропорты, железнодорожные вокзалы и т. д.

Такой справочной системой можно пользоваться и в нерабочие часы, если экран находится за стеклянной витриной с клавиатурой в специальном витринном исполнении, позволяющем вмешиваться в работу информационной системы, запрашивая нужную информацию. Можно, например, полистать каталог, а также взглянуть на изображение желаемого изделия, и, разумеется, можно заказать товары по их товарной спецификации или номеру.

Пользователь может сам ознакомиться с образцами товаров, сравнить их друг с другом. Это то, что сейчас делается в интернет-магазинах, сетевых киосках.

Разнообразны базы данных, предоставляющие информацию о производителях той или иной продукции, например, база данных «Российский генеральный регистр производителей товаров и услуг», юридические базы данных, которые все чаще в последнее время готовятся с использованием мультимедиа-технологии, не только представляя текстовую информацию, но и сопровождая ее звуковыми, изобразительными эффектами. Здесь применен интуитивный поиск близких по смыслу понятий (реализованный на принципах искусственного интеллекта), имеются гипертекстовые переходы по важнейшим понятиям.

Наличие электронных энциклопедий, справочников, словарей, несущих огромный объем информации, позволяет получить в пользование целые «библиотеки», мощные базы данных в любых сферах жизни и деятельности. Профессиональное обучение, специализация или повышение квалификации становится доступнее, мобильнее и качественнее с применением мультимедиа и интернет-технологий.

Мультимедиа - это новая технология создания программных продуктов, избавляющая пользователя-непрофессионала от необходимости сложного программирования программных объектов (звуки, эффекты динамической графики, диалоговые меню и т. п.). Это реализуется в специальных мультимедийных оболочках. В подготовке программ на базе таких мультимедийных оболочек возрастает элемент творчества.

Мультимедиа технологии активно применяются для автоматизации и повышения результативности таких видов деятельности, как проектирование (различные прикладные САПР с элементами мультимедиа), редакционная деятельность (мультимедийные издательства) и т. д.

Образование

Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет.

Компьютерные технологии стали уже неотъемлемой частью учебного процесса обучающихся всех уровней и форм обучения. Они зачастую воспринимаются с намного большим интересом, чем обычный школьный учебник. Использование информационных технологий обеспечивает большую степень усвоения материала. Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием компьютеров. Очень трудно провести объективное сравнение с традиционными методами обучения, однако можно сказать, что внимание во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Решены задачи речевого ввода в компьютер команд и информации. Многие типы современных аудиоадаптеров уже поставляются с программами для распознавания речи, правда, на уровне отдельных слов или фраз. Это особенно эффективно используется в программах обучения иностранному языку, перевода с одного языка на другой и воспроизведения переводных текстов вслух.

Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развивают самостоятельность, творческое мышление. Использование мультимедиа технологий в учебном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации Российского образования» - подготовка разносторонней развитой личности.

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения. Появление мощных компьютерных мультимедиа-систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивного развития дистанционного обучения. В Новосибирске организован и успешно функционирует Современный гуманитарный университет, осуществляющий обучение только в дистанционной форме посредством мультимедийных обучающих программ.

Перспективы мультимедиа разнообразны, области применения будут расширяться, совершенствуя наш мир и открывая новые миры, предоставляя информацию глобального масштаба, меняя не только технику, но и прежде всего самого человека, его мировосприятие.

Мультимедиа-продукты учебного назначения

Как отмечалось выше, образование является одной из областей деятельности, где активно применяются мультимедиа технологии. Это объясняется не только внешней привлекательностью мультимедиа-продуктов, но и использованием в учебном процессе таких преимуществ, как интерактивность и возможность соединить материал с помощью перекрестных ссылок на принципе ассоциативного мышления.

Современный учебный мультимедиа-курс - это не просто интерактивный текстовый (или даже гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях.

В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями (оцифрованное «живое» видео требует весьма больших объемов памяти, видеомагнитофон существенно доступнее по цене, чем мультимедиа-компьютер, работа с печатным материалом более привычна для учащихся), но и особенностями психологического характера. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

Приведем примеры мультимедийных продуктов учебного назначения.

Компьютерный мультимедийный медицинский учебный атлас «Lues», разработанный на кафедре кожных и венерических болезней ТГМА на основе имеющегося обширного иллюстративного материала (фотографии, видео, муляжи), предназначен для обучения студентов, клинических ординаторов и врачей-специалистов. Объем информации в программе значительно увеличен, при подготовке широко использовались данные зарубежной литературы и соответствующих страниц в сети Интернет. Программа написана на языке HTML в виде странички Интернет, что обеспечивает совместимость при любых современных операционных системах и облегчает возможность использования в сети. Компьютерный атлас представлен на лазерном компакт-диске (CD- ROM). Объем информации - около 600 Мб.

Диск разработан на профессиональном студийном оборудовании. Минимальные требования к технике для использования программы «Lues» - компьютер класса Pentium-166, 16 Мб оперативной памяти, CD-ROM 6х, звуковая карта и динамики. Основу системы составляет последовательность «слайдов» на экране компьютера. Управление программой рассчитано на пользователя с любым уровнем подготовки, не требует специальных знаний и осуществляется манипулятором «мышь».

Компьютерный учебник «История России. ХХ век» является первым в отечественной педагогической практике комплексным мультимедийным учебным изданием, позволяющим организовать систематическое изучение целого курса истории. Учебник полностью соответствует существующим вариантам стандарта школьного исторического образования и программам по истории России ХХ века. Он одобрен Федеральным экспертным советом при Минобразовании России, комитетом по образованию Государственной думы РФ и московским бюро ЮНЕСКО.

Издание включено в федеральный перечень учебников. Важной его особенностью, отличительной чертой от других компьютерных учебных программ является то, что это комплексная обучающая программа по истории, реализующая замкнутый алгоритм обучения. В него заложена солидная информация: около 300 мультимедийных лекций, более 600 персоналий политических и общественных деятелей, деятелей науки и культуры, подробная хронология событий, терминологический словарь, более 700 документов и более 70 уникальных фонограмм - звуковых документов (речей политических деятелей, наиболее популярных для своих лет песен и т. п.).

В него входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой. Его использование может значительно облегчить работу учителя, которому не придется перед каждым уроком разрываться в поисках интересной информации, иллюстративного материала, письменных и звуковых документов.