Электронные издания.

  Вопросы

  1. Понятие электронных изданий
  2. Необходимость перехода к электронным изданиям
  3. Преимущества электронных изданий перед печатными изданиями
  4. Области распространения и применения электронных изданий
  5. Стандарт электронных изданий. ГОСТ 7.83-2001 12

  Понятие электронных изданий

Последние десятилетия XX века практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т.е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа, можно назвать «электронным изданием».

Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства доведения их до читателя. Периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, в частности, по глобальной сети Интернет. Информационной средой для распространения книг стали и компакт-диски.

Итак, вначале электронные издания существовали как аналог печатных, но на невещественном носителе. Естественно, для работы с электронными изданиями, требовался персональный компьютер, а также, если издание было подготовлено на компакт-диске, - дисковод для его чтения. Таким образом, издание на невещественном носителе (электронное издание) не может быть прочитано непосредственно - нужно специальное дополнительное оборудование, чтобы сделать такое издание видимым для человеческого зрения или обеспечить его визуализацию.

Далее понятие «электронные издания» стало включать в себя тексты книг, журналов и газет, распространяемые в любом текстовом или ином формате, например, в гипертекстовом (HTML) или одном из сжатых форматов (ZIP, ARJ, RAR, WINZIP и пр.). В последнее десятилетие XX века в составе электронных изданий стали применяться еще и мультимедийные компоненты, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки в основную часть издания. В результате, электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимым с радио, кино и телевидением, а в чем-то даже превосходящим эти важные средства массовой коммуникации.

Принципиальным отличием печатных от электронных изданий является возможность интерактивной реализации последних, при которой пользователь (читатель) может не только перемещаться по встроенным в текст гиперссылкам, но и активно вмешиваться в ход событий, моделировать процессы, в том числе производственные.

В последние несколько лет появились сетевые электронные издания. В настоящее время в сети Интернет существует значительное количество сайтов, представляющих собой, по существу, электронные издания, т. е. аналоги книг или брошюр, но только в электронном сетевом представлении.

  Необходимость перехода к электронным изданиям

Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов.

В качестве примера можно сослаться на американское специализированное издательство медицинской литературы Mosby Year Book, в котором появление цифровой графической библиотеки позволило за считанные секунды находить нужные иллюстрации и помещать их в книги, в результате чего была достигнута значительная экономия времени и материальных средств.

Несомненна более высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность.

Справочные и научные издания позволяют более простыми средствами и в более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде). Естественно, что ценность таких изданий по сравнению с печатными существенно возрастает.

С точки зрения факторов, влияющих на качественные характеристики электронных документов, наибольший интерес, по нашему мнению, представляет оптимизация пользовательских интерфейсов, причем не только графических в широком смысле, включая анимацию и цифровое видео, но и цифровое аудио.
Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи.

Производство как электронных изданий, так и печатной продукции все более интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Одновременно, в пределах той же медиа-индустрии происходит процесс интеграции печатных и электронных изданий.

  Преимущества электронных изданий

Затрачивается меньше материалов на подготовку эл. книги, т.е. экономится больше финансовых средств. В штате Техас (США) Комитет по школьному образованию подсчитал, что дешевле обеспечить каждого школьника компьютером и учебниками в электронной форме, чем ежегодно расходовать огромные средства на печать этих учебников.

Скорость подготовки книг также выше по сравнению с печатными. Этот фактор очень важен для подготовки учебников по истории, компьютерной литературы, т.к. данные области нуждаются в постоянном обновлении.

Достоинств электронных учебников гораздо больше. К ним можно отнести:

  ОБЛАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ

Привычными для нашей страны стали виртуальные книжные магазины и прилавки, которые распространяют книги через сеть, не имея никакого торгового объекта в реальном мире, даже простого киоска или стола на книжном развале. Познакомиться с электронными изданиями можно, обратившись в электронную библиотеку. Такие библиотеки могут быть двух видов:

Таким образом, средствами распространения электронной книги в сети являются:

Возможность познакомиться с интересными книгами предоставляется на некоторых серверах и сайтах. Обычно они так и называются «Электронная библиотека». Самая известная из них в Русском Интернете – библиотека Максима Мошкова (http://www.lib.ru), информационный объем которой превышает 5,5 Гб.

Она была открыта в 1994г. Читатели ежедневно пополняют ее новыми файлами. Здесь есть современная и античная художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, туризм и парашютизм, философия и эзотерика. Главное достоинство этой и ей подобных библиотек состоит в том, что посетитель может выбрать любую понравившуюся ему книгу и бесплатно «скачать» её на свой компьютер. На сервере предусмотрена возможность поиска нужной книги, разнообразные переходы на конкретные виды литературы, включая новинки (то, что недавно переведено в электронную форму и включено в состав библиотеки) и самиздат, т.е. произведения непрофессиональных писателей, представленные пока только в электронном виде.

Можно подписаться на новинки и получать их по электронной почте, заполнив соответствующую форму на странице. Можно, указав само новое поступление, перенести его копию на свой компьютер, чтобы затем его прочесть.

Среди прочих предусмотрена страничка «Записки Web-мастера», которая предназначена для помощи начинающим посетителям сервера. Здесь находится и виртуальный книжный магазин под названием «24x7», в котором помимо книг распространяются другие медиа-материалы, такие как видеокассеты, музыкальные записи. Здесь же представлены новости культуры, включая театральные афиши и новости кино. На сайте множество других страниц, остановиться на которых мы не сможем из-за ограниченного объема статьи.

Сайт Максима Мошкова пользуется заслуженной популярностью в виртуальном мире, в связи с чем существует множество зеркальных его отражений на различных серверах..

  Изба-читальня

Любопытное начинание, названное «Избой-читальней» появилось на сервере «Русский Сиэттл» (www.russianseattle.com). Это тем более интересно, что территориально сайт находится не в одном из крупных городов, а в так называемой «глубинке», в черноземной зоне. На нем представлен большой список электронных библиотек, связи с которыми и переходы к ним организованы на этом сайте.

Список библиотек можно продолжить: популярная библиотека Сергея Тарасова «Чернильница», поисковая система «Букинист», предназначенная для поиска редких изданий, имеющихся в свободном доступе в Интернете, здесь же упомянута и библиотека Максима Мошкова как самая популярная и одно из ее зеркал, библиотека на сервере Сибирь-онлайн, своеобразная библиотека Бердичевского, специализированная библиотека файлов в компактном ZIP-формате «Русская фантастика», огромная (свыше 2,5 Гб) библиотека Дмитрия Трибиса (BIS-project).

  Электронные библиотеки Алексея Злыгостева

Электронные библиотеки Алексея Злы́гостева — группа электронных ресурсов в Рунете (главным образом библиотек), организатором и копирайтером которых является Алексей Злыгостев

В группу входят следующие сайты:

Эти ресурсы и библиотеки создавались в 2001 — 2006 годах, часть текстов, которая в них содержится, есть и в других местах, часть уникальна для Рунета. Как заявляют сами создатели ресурсов, они в большинстве случаев соблюдают права авторов текстов.

  Представительства библиотек в Интернете

Виртуальными электронными библиотеками называют также представительство реальных крупных библиотек в Интернете. Наибольший интерес представляет сводный каталог научно-технической литературы, представленный на сайте Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ). Эти виртуальные представительства крупных библиотек и каталогов оказывают своим клиентам целый ряд услуг (однако все эти услуги платные). Помимо рассылки электронных копий изданий или их частей возможна также рассылка копий на вещественном носителе: ксерокопии, фотокопии, включая микрофотографии. Предоставляются также библиографические услуги в форме поиска литературы по определенной тематике с последующей рассылкой аннотированного списка литературы или самих этих изданий. Возможны различные варианты оплаты услуг, в том числе: банковский перевод, наличными, с помощью кредитной карты и депозитного счета.

Надо сказать, что такие информационные услуги во всем мире относятся к категории услуг, с удовольствием оплачиваемых пользователями, так как предварительная обработка информации экономит впоследствии значительную часть их рабочего времени. Естественно при условии, что эти библиографические услуги выполнены на высоком профессиональном уровне.

Пока коммерческие электронные библиотеки, рассылающие в электронной форме литературу и оказывающие дистанционно библиографические услуги, в высокой степени используют преимущества сетевых технологий для повышения качества и скорости оказания услуг. Тормозящим фактором здесь, как и для электронных магазинов и электронных прилавков при издательствах, является отсутствие гарантий конфиденциальности в виртуальном пространстве, в связи, с чем опасно оплачивать услуги путем дистанционного перечисления своих средств с кредитной карты. Однако активно приводящиеся в этом направлении исследования позволяют надеяться на то, что в ближайшие годы все радикально изменится.

Некоммерческие электронные библиотеки обеспечивают массовое распространение книги и сопутствующих услуг. Это особенно важно для жителей удаленных небольших городов и деревень, во многом отрезанных от единого пространства культуры.

Для электронной торговли, в том числе и электронными изданиями, важнейшим фактором является фактор времени. Насколько важно оказаться первым, видно хотя бы на примере Американской фирмы Amazon.com. Не имея ни одного традиционного книжного магазина, она первой создала «виртуальный прилавок» и быстро преуспела в продаже книг через Internet, выручив в 1996 г. около 16 млн. дол, а в 1997 г.- уже более 121 млн. дол. Узнав об успехе начинающей фирмы, книжный гигант Barnes & Nobles с оборотом в несколько миллиардов долларов также решил включить в свою сбытовую сеть электронные каналы и стал распространять продукцию через собственный Web-сервер и сетевую службу доставки America Online. Результаты оказались впечатляющие - еженедельно объем заказов через Internet возрастал на 20% и, хотя общая их сумма в 1997 г. оценивается всего в 15-20 млн. дол., к концу 2000 года был достигнут уровень свыше 300 млн. дол.

Основные причины, сдерживающие развитие электронной торговли, - отсутствие у компаний развитой электронной инфраструктуры сервисной поддержки покупателей, а также недостаточная осведомленность и инерция последних. На решение этих проблем необходимо время.

  Виртуальное издательство.

Следует отметить, что в Санкт-Петербурге, одним из первых в России, появилось специализированное виртуальное издательство «Геликон Плюс», организованное известным писателем А. Житинским для выпуска в свет электронных изданий молодых авторов. Авторы бесплатно могли выпустить свою книгу в электронной форме на сайте издательства, а читатели могли бесплатно познакомиться с этой книгой. Некоторые молодые авторы приобрели известность в результате таких электронных публикаций.

Электронное издательство представляет собой один из путей решения основной проблемы любого издательства – определения тиража выпускаемой книги. Эта задача не имеет точного алгоритмического решения. В большинстве случаев издатель полагается на свой опыт, интуицию и возможность проведения целенаправленной рекламной кампании для продвижения выпускаемой книги к читателю. Один из путей решения этой задачи – это печать по заказу (Print-on-Demand), реализуемый с помощью одной из страниц сайта. Метод печати по заказу полезен для молодых авторов, предлагая им следующее:

Компьютерная сеть Интернет представляет средство маркетинга и рекламы электронной книги. Метод печати по запросу позволяет сделать издание книг безубыточным, так как купить книгу при печатном тираже в 200 экземпляров могут лишь те, кому она безусловно нужна. А для того, чтобы эти люди узнали о ее издании, необходимо сделать ее известной предельно широкому кругу лиц. Интернет предоставляет для этого все возможности, а также позволяет сделать на книгу заказ по электронной почте.

Для издателей и распространителей книги такие магазины дают возможность активизировать и расширить сферу своей рекламы, а также расширить рынок сбыта книги и сопутствующих товаров. В принципе имеется возможность распространения через сети электронных и мультимедийных версий изданий, что многократно повысило бы скорость распространения продукции, но пока эта возможность в России реально не используется.

Электронные магазины, организованные не при издательствах, заключают договора с издательствами или оптовыми книготорговыми фирмами для торговли виртуальным товаром. В этом случае ими берется определенный процент с каждого переданного заказа. Величина процента колеблется в пределах от 8 до 12%.
Пока электронные книжные магазины крайне неэффективно используют преимущества сетевых технологий для повышения качества и скорости оказания услуг. Однако активно приводящиеся в этом направлении работы позволяют надеются на то, что в ближайшие годы все радикально изменится.

Этому же должно способствовать развитие технологий электронной доставки информационных товаров, в том числе электронных изданий. В частности, такие технологии разрабатывают фирмы Pitney Bowes, один из лидеров почтовых технологий, и Tumbleweed Software Corporation, специализирующаяся на решениях в области онлайновой доставки, которые объединили свои усилия для внедрения новаторской Web-службы под названием iSend.

Эта служба, построенная на основе платформы Posta компании Tumbleweed, позволит любым предприятиям безопасно и надежно отправлять, и отслеживать доставку любых файлов через электронную почту и средства Web-доступа.

  СТАНДАРТ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ. ГОСТ 7.83-2001

Внесен Госстандартом России,  принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 20 от 2 ноября 2001 г.), Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 15 января 2001 г. № 14-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.83-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

  Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

Дата введения 2002-07-01

  Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные виды электронных изданий, а также состав и место расположения выходных сведений в электронных изданиях.

Стандарт предназначен для производителей электронных изданий.

  Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

  1. ГОСТ 7.4-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения
  2. ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация
  3. ГОСТ 7.60-90 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения
  4. ГОСТ 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов

  Определения и классификация

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Электронный документ: Документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.

Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Электронные издания различают:

по наличию печатного эквивалента

по природе основной информации

Примечание. К изобразительным изданиям относятся факсимиле, а также тексты в форматах, не допускающих посимвольной обработки.

по целевому назначению

по технологии распространения

по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания

по периодичности

по структуре

Титульный экран: Один из первых экранов электронного издания (или специальный системный экран), содержащий выходные сведения.

Минимальные системные требования: Требования к техническим и программным средствам, минимально необходимым для реализации возможностей электронного издания.

Первичная упаковка: Упаковочный контейнер (конверт, коробка), имеющий прямой контакт с носителем электронного документа и защищающий его от пыли и влаги.

Вторичная упаковка: Упаковочный контейнер (конверт, коробка), в который помещен носитель электронного документа в первичной упаковке.

Остальные термины: По ГОСТ 7.4, ГОСТ 7.9, ГОСТ 7.60.

  Состав и расположение выходных сведений

  Общие положения

Состав и расположение выходных сведений электронного издания зависят от вида электронного издания, количества физических носителей и оформления. Не допускаются расхождения между одними и теми же сведениями, помещаемыми в разных местах электронного издания и элементов его оформления.

Элементы выходных сведений, общие для всех или ряда томов (частей, выпусков, номеров) электронного издания, должны быть представлены без расхождений в их форме приведения.

  Основные элементы выходных сведений

Основными элементами выходных сведений являются:

Имя автора, заглавие, надзаголовочные данные, выходные данные, классификационные индексы, международные стандартные номера, знак охраны авторского права и штрих-коды приводятся в электронных изданиях в форме, определенной ГОСТ 7.4.

Подзаголовочные данные в зависимости от вида электронного издания могут включать в себя: сведения, поясняющие заглавие, сведения о виде издания по природе основной информации, целевому назначению, периодичности, сведения о количестве томов многотомного издания, порядковый номер тома или части, сведения о периоде обновления для обновляемых электронных изданий, сведения о виде носителя для локальных электронных изданий.

Выпускные данные электронного издания включают в себя следующие сведения: наименование издателя, его почтовый и электронные адреса, телефон; наименование изготовителя, его адрес; объем данных в Мб; продолжительность звуковых и видеофрагментов в мин.; комплектацию издания (количество носителей, наличие сопроводительной документации и т.п.); тираж (для локальных электронных изданий), номер лицензии на издательскую деятельность и дату ее выдачи (для непериодических электронных изданий); регистрационный номер и регистрирующий орган (для периодических электронных изданий).

Минимальные системные требования включают в себя: требования к компьютеру (тип, процессор, частота; объем свободной памяти на жестком диске; объем оперативной памяти); операционной системе; видеосистеме; акустической системе; необходимое дополнительное программное обеспечение (не входящее в состав электронного издания) и оборудование.

Номер государственной регистрации электронного издания присваивается уполномоченной государственной организацией.

Библиографическое описание приводится в соответствии с ГОСТ 7.82.

Аннотация составляется и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.9.

Издатель может по своему усмотрению добавить любые другие сведения об электронном издании, которые, по его мнению, отражают существенные особенности данного электронного издания.

Выходные сведения в сериальных и многотомных изданиях должны приводиться с соблюдением требований ГОСТ 7.4.

Электронное издание, являющееся аналогом печатного издания, кроме собственных выходных сведений, должно содержать выходные сведения соответствующего печатного издания.

В электронных изданиях, выходящих на языках народов России (кроме русского) и иностранных языках, выходные сведения кроме имен авторов и лиц, участвовавших в создании издания, приводятся не только на языке текста издания, но и в переводе на русский язык с указанием языка текста издания. Имена приводят транслитом. Эти сведения приводят над выпускными данными на титульном экране, внутренней стороне первичной упаковки и задней стороне вторичной упаковки.

В электронном издании, изготовленном в виде приложения к любому печатному изданию, выходные сведения оформляются в соответствии с настоящим стандартом.

Размещение выходных сведений

Основным местом размещения выходных сведений является титульный экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа. Титульный экран может состоять из нескольких частей, связанных между собой переходами.

В локальных электронных изданиях выходные сведения размещаются также на следующих элементах оформления электронного издания: на этикетке, находящейся непосредственно на электронном носителе; на лицевой, внутренней и задней сторонах первичной упаковки; на лицевой, задней и боковых (если позволяет толщина) сторонах вторичной упаковки; в сопроводительной документации на бумажном носителе. Вторичная упаковка и сопроводительная документация могут отсутствовать.

В локальных электронных изданиях выпускные данные и минимальные системные требования допускается приводить только на элементах внешнего оформления и не приводить на титульном экране электронного издания.