Техническое регулирование

Оглавление

  1. Основные представления о техническом регулировании
  2. Три сферы применения технического регулирования
  3. Установление обязательных требований в технических регламентах
  4. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
  5. Аккредитация
  6. Испытания, осуществляемые в рамках работ по оценке соответствия
  7. Приёмка объектов строительства
  8. Регистрация
  9. Подтверждение соответствия

Основные представления о техническом регулировании

Три сферы применения технического регулирования

С 1 июля 2003 г. вступил в силу федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" [3]. В течение определённого промежутка времени (переходного периода) этот закон должен полностью заменить ранее действовавшие законы " О стандартизации" и " О сертификации продукции и услуг".

В статье 2 федерального закона [3] понятие "техническое регулирование" определено следующим образом.

Рис. 2.1. Сферы применения технического регулирования

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Сферы применения технического регулирования определены в ст. 1 федерального закона [3]. Схематично эти сферы проиллюстрированы на рис. 2.1.

Из графической модели, представленной на рис. 2.1, видно, что техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в трёх сферах:

  1. в области установления, применения и исполнения обязательных требований к объектам технического регулирования (эти обязательные требования устанавливаются в технических регламентах);
  2. в области установления и применения на добровольной основе требований к объектам технического регулирования и к выполнению работ или оказанию услуг (эти добровольные для применения требования излагаются в стандартах или договорах);
  3. в области оценки соответствия.

Выше использован термин «объект технического регулирования» - это продукция (в том числе здания, строения, сооружения) и процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При установлении и применении добровольных требований (излагаемых в стандартах) к перечисленным объектам добавляются: выполнение работ или оказание услуг.

Действие федерального закона № 184-ФЗ не распространяется на:

Установление обязательных требований в технических регламентах

До вступления в силу федерального закона у нас в стране отсутствовало понятие - "технический регламент". Статья 2 закона определяет понятие "технический регламент" следующим образом.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты являются новым для Российской Федерации видом правовых документов, устанавливающих обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов определён в ст. 9 закона № 184-ФЗ и в целом предусматривает следующее:

1) технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для федеральных законов, с учётом положений закона "О техническом регулировании" [3];

2) разработчиком проекта технического регламента может быть любое (юридическое или физическое) лицо;

3) о разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (ФОИВ ТР) и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (например, в Интернете);

4) с момента опубликования уведомления соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным сторонам для ознакомления;

5) с учётом полученных в письменном виде замечаний и предложений заинтересованных сторон - разработчик дорабатывает проект технического регламента и проводит его публичное обсуждение;

6) уведомление о завершении публичного обсуждения (продолжительностью не менее чем 2 месяца) проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном органе ФОИВ ТР и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

7) при наличии всех необходимых документов (перечисленных в п. 7 ст. 9 федерального закона № 184-Ф3) субъект права законодательной инициативы вносит проект закона о техническом регламенте в Государственную думу, которая направляет проект закона с приложением всех необходимых документов в Правительство Российской Федерации;

8) Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную думу отзыв на проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный с учётом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию;

9) проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной думой в первом чтении, публикуется в печатном издании ФОИВ ТР и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме; поправки к этому проекту (после окончания срока их подачи) публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении;

10) подробности действий после принятия проекта федерального закона о техническом регламенте Государственной думой во втором чтении (с учётом отзыва Правительства РФ) в тексте федерального закона " О техническом регулировании" № 184-ФЗ, к сожалению, не определены. Если следовать п. 1 ст. 9 федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому технический регламент принимается в порядке, установленном для федеральных законов, то порядок действий должен быть следующий: текст проекта закона о техническом регламенте должен поступить в Совет Федерации и пройти все необходимые процедуры наравне с другими федеральными законами;

11) одобренный Советом Федерации закон о техническом регламенте должен вступать в силу после того, как будет подписан Президентом Российской Федерации (обычно по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования).

Со дня вступления в силу федерального закона № 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

  1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

 Оценка соответчтвия

Федеральный закон "О техническом регулировании" определяет понятие "Оценка соответствия" следующим образом.

Оценка соответствия- прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Третья сфера применения технического регулирования - правовое регулирование отношений в области оценки соответствия - проиллюстрирована на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Формы оценки соответствия

Из рис. 2.2 видно, что оценка соответствия включает в себя шесть форм, каждая из которых рассмотрена ниже.

 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 статьи федерального закона № 184-ФЗ [3].

Надзор за рынком входит в компетенцию органов надзора, которые наблюдают за тем, чтобы изделия, поступающие в продажу, соответствовали требованиям применяемых директив, а при необходимости принимают меры по достижению этого соответствия. При осуществлении своих функций надзорные органы должны [9]:

В случае серьёзных нарушений требований директив орган обязан ограничить или запретить продажу и эксплуатацию изделия и гарантировать, чтобы оно было снято с рынка, если никакие другие меры недостаточны для того, чтобы достичь высокого уровня защиты, предусмотренного техническим регламентом.

Рекомендуем Вам внимательно прочитать и усвоить содержание главы 6 федерального закона № 184-ФЗ.

 Аккредитация

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия [3]. Процедуру аккредитации обычно проходят:

Вопросы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) рассмотрены в главе 5 федерального закона № 184-ФЗ.

 Испытания, осуществляемые в рамках работ по оценке соответствия

Согласно руководству ИСО/МЭК-2: 1996 понятие "испытание" определено следующим образом [15].

Испытание - техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

При оценке соответствия, в том числе и при подтверждении соответствия (рассмотренного ниже), могут быть использованы результаты испытаний, выполненные аккредитованными испытательными лабораториями или центрами.

  Приёмка объектов строительства

Приёмка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, - такая форма оценки соответствия введена потому, что в понятие "продукция" закон включает также здания и сооружения как продукцию строительства. Однако подтверждение соответствия в формах, установленных законом, в отечественной и зарубежной практике охватывает только промышленную продукцию и не распространяется на продукцию строительства - здания и сооружения. Для объектов, строительство которых закончено, установлены с давних пор процедуры приёмки и ввода их в эксплуатацию заказчиком с участием органов надзора и других организаций.

  Регистрация

Регистрация- это запись лиц, факторов и явлений с целью систематизации или придания им законности.

При регистрации документа происходит фиксация факта создания или получения документа путём присвоения ему индекса и записи соответствующих сведений о нём.

С позиции оценки соответствия регистрация на практике имеет два назначения:

1) как синоним сертификации; в западных странах часто сертификация заменяется словом "регистрация", каждое из которых обозначает одно и то же действие - оценка объекта (продукции системы качества, услуги и т.д.) третьей стороной (certification = registration); этот аспект очевиден и далее не рассматривается;

2) как включение продукции, услуги в реестр, регистр или официальное издание, где приводится перечень одобренной (признанной) продукции, услуги. В какой-то степени процедура включения в регистр (регистрация) аналогична процедуре утверждения (одобрения) типа, только не предусматривает непосредственной деятельности регулирующего органа в части испытаний и основана на анализе предоставляемых заявителем документов.

Включение в реестр (регистр), или регистрация продукции позволяет регулирующему органу оперативно определить изготовителя (поставщика) любого товара на рынке в случае выявления несоответствия установленным (заявленным) требованиям.

  Подтверждение соответствия

Подтверждение соответствия является одной из наиболее важных форм оценки соответствия.

Статья 2 федерального закона № 184-ФЗ определяет это понятие следующим образом.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может осуществляться в двух формах: обязательной - на соответствие требованиям технических регламентов, и добровольной - для установления соответствия стандартам и другим документам добровольного применения (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Формы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Обязательное подтверждение соответствия [14] согласно ст. 23 федерального закона "О техническом регулировании" [3] осуществляется в формах декларирования соответствия и обязательной сертификации. Если до вступления в силу федерального закона [3] осуществлялось обязательное подтверждение соответствия (в форме обязательной сертификации) продукции и услуг обязательным требованиям, предусмотренным законодательными актами, стандартами и другими нормативными документами, то теперь этот закон [3] определил, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие его требованиям.

Декларирование соответствия [14] может осуществляться по одному из следующих вариантов:

  1. принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  2. принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, дополненных доказательствами, полученными с участием третьей стороны, например, органа по сертификации и(или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Вариант декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы (результаты собственных исследований, испытаний, измерений и др.) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

При декларировании соответствия на основании как собственных доказательств, так и полученных с участием третьей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы:

Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трёх дней.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.

Схемы сертификации, применяемые для сертификации определённых видов продукции, устанавливаются в соответствующих технических регламентах.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выданным заявителю органом по сертификации.

Орган по сертификации:

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведёт единый реестр выданных сертификатов соответствия.

После 1993 г. в Российской Федерации были зарегистрированы 19 систем обязательной сертификации.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Выдачей сертификата соответствия завершается процесс сертификации.

Сертификат соответствия должен содержать:

Знак обращения рынке.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено (либо декларацией о соответствии, либо сертификатом соответствия) в порядке, установленном федеральным законом № 184-ФЗ, маркируется знаком обращения на рынке, приведённым на рис. 2.4.

 

Рис. 2.4. Варианты изображения знака обращения на рынке

Знак обращения на рынке (утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 696) представляет собой сочетание букв "Т" (с точкой над ней) и "Р", вписанных в букву "С", стилизованную под измерительную скобу.

Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности (продукции, её упаковки), на которую оно нанесено.

Знак обращения на рынке не является специальным защищённым знаком и наносится в информационных целях. Маркировка этим знаком осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в установленном порядке, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя в форме добровольной сертификации (см. рис. 2.3). Для этого должен быть заключён договор между заявителем и органом по сертификации. Как и на западе, добровольное подтверждение соответствия (добровольная сертификация) осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, документам систем добровольной сертификации, условиям договора.

К объектам добровольной сертификации относятся: промышленная, сельскохозяйственная продукция, объекты строительства, услуги, системы качества, а также другие объекты, для которых установлены требования и методы (способы) проверки их соблюдения.

Предусмотрена демократическая процедура создания систем добровольной сертификации: она может быть создана юридическим лицом и(или) индивидуальным предпринимателем, их может быть несколько. Система добровольной сертификации допускает применение знака соответствия. Он на добровольной основе проставляется заявителем удобным для него способом [16]. По желанию учредителей системы последняя может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Требования к порядку осуществления добровольного подтверждения соответствия в рамках систем добровольной сертификации определены в ст. 21 федерального закона № 184-ФЗ.

По состоянию на 1 января 2005 г. в России были зарегистрированы 249 систем добровольной сертификации.

В федеральном законе [3] форма подтверждения соответствия определяется как порядок документального удостоверения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Отличительным признаком формы является вид выходного документа, которым должно удостоверяться соответствие, - то ли это декларация о соответствии, то ли сертификат соответствия. В первом случае принимается документ заявителем, во втором - выдаётся органом по сертификации.

Понятие «схема подтверждения соответствия» в законе не приводится, но, на наш взгляд, вполне можно использовать ранее применяемое определение схемы сертификации: "совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции установленным требованиям" [14].

Таким образом, у каждой формы подтверждения соответствия есть присущие ей схемы декларирования и/или схемы сертификации.

Иными словами, подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов в установленной форме осуществляется согласно схемам декларирования или согласно схемам сертификации, каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения участниками этого процесса.

Схемы обязательного подтверждения соответствия могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, в том числе:

В федеральном законе "О техническом регулировании" предусмотрено, что схемы устанавливаются исключительно в техническом регламенте и не могут быть скорректированы в процессе взаимодействия органа по сертификации с заявителем.